Брюллов Карл Павлович  


Поездка в Италию

Набросок. Фрагмент. 1827В 1821 году Карл Брюллов закончил двенадцатилетнее обучение в Академии искусств. Да и закончил не просто так, а с высшей наградой – золотой медалью. Ученики, получившие золотую медаль, удостаивались поездки за границу для дальнейшего обучения и, соответственно, денежное содержание. Реализацию такого права Карлу и его брату Александру помогло осуществить только что образовавшееся общество поощрения художников. Общество направило их в Италию в качестве так называемых пенсионеров. В августе 1822 года братья уезжают из Петербурга. В мае следующего года они приезжают в Рим. В Италии Карл Брюллов оставался до 1835 года.

Как пенсионер Карл должен был написать копию одного классического произведения. Для этого Карл Брюллов выбрал «Афинскую школу», фреску Рафаэля из папского дворца в Ватикане. В настоящее время данная копия хранится в зале копий в здании Академии искусств. В Риме художник занят исключительно работой, он снимает зарисовки с античных статуй, занимается в натурном классе. Именно об этом он и пишет в письме к обществу в 1823 году. Дело  в том, что в натурном классе не ставилась женская модель, поэтому у учеников в этом были пробелы. Брюллову же удалось восполнить данный пробел с лихвой за границей. Там же изображал он и картины в жанре «ню», то есть образы обнаженной женской фигуры. Чаще всего для этого он использовал либо библейские, либо мифические мотивы.

Гилас, увлекаемый нимфами в воду.В начале Карла интересует сюжет «Гилас, увлекаемый нимфами в воду». Карл заметил эту картину на одной из фресок, которые были найдены при раскопках Помпеи и Геркуланума. Художник в своем письме сообщил, что он может удовлетворить требования почтенного Общества, заказывающего, чтобы на картине было около двух обнаженных натур. Карл Брюллов нашел, что сделанная фреска была немного «неисправна», именно по этой причине он взялся за сражение с древними мастерами.

Эпизод картины был взят из легенды о хождениях Аргонавтов. Друг и соратник Геракла – Гилас, во время стоянки корабля отправился за водой. Нимфы, которые были околдованы красотой Гиласа, пленили его и увели с собой. Карл Брюллов так и не написал этой работы, оставив лишь замысел и многочисленные эскизы. Один из эскизов изображает нимфу, которая обнимает Гиласа. На этом же клочке бумаги намечен абрис будущей картины. Такие работы были обведены Карлом Брюлловым в рамку, это довольно характерные черты многих его набросков. Таким образом, он совершал некий контроль над тем образом, который он собирался нарисовать.

Рисунки Карла Брюллова дают нам понять не только индивидуальные особенности почерка, но также и то, как изменялись представления об античности в эпоху романтизма. Это было именно то, что влекло Карла после долгих уроков над гипсовыми слепками в классах Академии. Он получал впечатления от подлинных антиков, которые находились под южным небом. Об этой магии соприкосновения с античностью и пишет Карл Брюллов на родину. То, что восхищало его в гипсе, просто поражает его в мраморе. «Мрамор делает все нежным!» – писал он. Аполлон уже не кажется ему грубым человеком, теперь он считает его самым красивым, что есть на земле. Эпизод с Гиласом не стал основным сюжетом, но создается впечатление, что  мы видим, не только переднюю часть сюжета, но и его закулисы.


Портрет скульптора Ивана Витали (1836-1837 г.)

Портрет Григория и Варвары Олениных (1827 г.)

Портрет графа А.К. Толстого (1836 г.)



Главная > О творчестве > В Италии
Поиск на сайте   |  Карта сайта