Обзор творчества
Ещё в годы обучения в Академии художеств Брюллов выделялся яркостью и зрелостью своего мастерства. Лучшая работа Карла Брюллова периода обучения – «Нарцисс, любующийся своим отражением». А за картину «Явление трёх ангелов у дуба Мамврийского» художник получил Большую золотую медаль и право жить за границей за казённый счёт.
В Италии художник писал картины из жизни римлян: «Девушка рвёт виноград в окрестностях Неаполя», «Итальянское утро». Копирует «Афинскую школу» Рафаэля. Пишет ряд произведений на мифологические темы. В Италии Брюллов пишет многие первоклассные портреты: «Автопортрет», «Всадница». В 1830 году начинает работу над знаменитой картиной «Последний день Помпеи». Это многофигурное трагическое полотно характерно для периода «картин-катастроф» эпохи романтизма. К исторической живописи кисти Брюллова также относятся картины «Смерть Инессы де Кастро» и незаконченная «Осада Пскова».
В 1835 г. Брюллов принимает участие в экспедициях в Турцию и Грецию, в которых сделал много натурных акварелей и рисунков. После декабря 1835 года начинается петербургский период творчества художника. Он пишет восемьдесят полотен, среди которых портреты скульптора Витали, сестёр Шишмарёвых, баснописца Крылова, певицы Петровой, Жуковского. Сделаны иллюстрации к произведениям Пушкина. С 1827 года художник сводит знакомство с графиней Юлией Павловной Самойловой и с упоением начинает создавать её портреты.
Из итальянского цикла картин самой прославленной стала, конечно же, «Последний день Помпеи». Картина произвела на русское общество огромное впечатление. Ей посвящает стихи Пушкин, о ней пишет статью Гоголь, говорит в своих произведениях Лермонтов. Пушкин написал так об увиденном на картине:
Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом.
Под каменным дождем бежит из града вон.
Кисти Брюллова принадлежит роспись Царских врат в Палаццо Чернышёвых в Риме. Роспись состоит из шести медальонов, которые симметрично расположены на каждой дверной створке. На верхних двух изображено благовещение. Слева изображён архангел Гавриил. Справа – богоматерь. На четырёх медальонах написаны образы евангелистов. Религиозность Брюллова своеобразна. В его религиозной живописи не видно ни тени мистики или религиозного экстаза. Художник словно впитал культурное наследие мастеров Возрождения, для которых библейские сюжеты были лишь предлогом для выражения человеческих страстей и страданий. Образ богоматери Брюллова хрупок и нежен, лёгок и воздушен образ архангела Гавриила. В образах евангелистов перед нами предстают живые люди, в которых совсем не ощущается религиозной отрешённости.
Прекрасна картина Брюллова «Всадница» (портрет Амацилии и Джованни Пачини). Она задумывалась как апофеоз юности. В замысле художника соединились величавость парадного портрета и одухотворённость характера его героинь. В центре картины на горячем скакуне предстаёт Джованни Пачини, дочь умершего Джузеппе Пачини, автора оперы «Последний день Помпеи». Она гордо восседает на вздыбленной лошади. Плавные очертания вуали образуют ореол вокруг её головы. Услышав стук копыт стремительно выбежала на балкон маленькая девочка и протянула через решётку руку. Брюллов смело сочетает розовое платье девочки, бархатисто-чёрный цвет шерсти лошади, одеяние всадницы. Художник создаёт тем самым сложную гамму синеватых, розовато-красных оттенков, словно намеренно выбирая контрастные цветовые сочетания. Каждый цвет предстаёт во множестве тончайших градаций.
Пелей и Фетида. Автор - F. Foppens, гравюра | Последний день Помпеи. Фрагмент. (Брюллов К.П.) | Пир богов Свадьба Пелея и Фетиды |