"Смерть Инессы де Кастро"
Вернувшись в Италию, в Милан, незадолго до открывающейся выставки, Брюллов получил замечание на одном из приемов. Замечание состояло в том, что при всей своей гениальности Карлу Брюллову не удастся написать новую картину в срок к открытию новой выставки. После этого Карл заперся в одной из комнат особняка Брера, и спустя семнадцать дней, которые он провел взаперти, хуожник представил новую картину «Смерть Инессы де Кастро». В этой картине осуществились все впечатления Карла от работ Поля Делароша. Картина этого живописца – Леди Джейн Грей и ее палачи была выставлена в том же салоне Парижа в 1834 году. Деларош был специалистом в написании картин в костюмированном историческом стиле с присущим мелодраматизмом. В картине исторические герои предстали просто страдающими людьми, они вызывали сочувствие у зрителя. На протяжении всего 19 века строилась историческая живопись. И Карл Брюллов стоит у истоков такого же направления, но в России.
Сюжет картины Карл взял из поэмы знаменитого португальского поэта Камоэнса, которая назвалась Лузиада. Кстати, поэмы Луиса Камоэнса были весьма популярными у романтиков. Наследник португальского престола после смерти своей первой жены тайно обвенчался с Инессой де Кастро. Король отдал указ умертвить девушку, придворные царя закололи девушку прямо в собственной спальне на глазах у маленьких детей. Такая сцена наводит ужас. Придворные хватают упавшую женщину и готовятся заколоть ее, упавшую на колени перед королем. К женщине жмутся двое детей. Костюмы мужчин на данном полотне претендуют на историчность, не смотря на всю их красочность и театральность. Такие одежды можно увидеть в живописи в 16 веке. На картине Брюллова четверо мужчин против одной девушки и двух детей. Картина поражает своей реалистичностью, глаза людей наполнены и яростью и страхом. Карл Брюллов провел грань некой вульгарности. «Хотите Делароша?» - «получайте». Если бы вам удалось сопоставить работы Брюллова и Делароша, то последний в своих картинах является самой грацией и тактом. Также мы сможем найти в работах Делароша наблюдательность и психологическую тонкость.
Картину Карл Брюллов написал в очень короткий срок. Кстати, данное полотно является одним из самых законченных его произведений. Брюллову удалось выиграть дуэль с известными миланскими задирами. Но Деларошу искусство Карла Брюллов проиграло. В некоторые моменты закрадывалось впечатление, что со стороны Карла Брюллова это было нечто вроде мистификации и пародии на работы Делароша. Кстати, в близком кругу знали, что Карл рисует довольно едкие и колкие карикатуры. Очень любопытным является отзыв одного из критиков: «живописец проворный, который соблазняет, обманывает, но проворство его иногда ему вредит, как повредило в «Инессе». Мемуарист, имея ввиду такого рода уколы замечал, что старожилы до сих пор помнят тот случай с картиной Карла Брюллова, и слушая критические замечания о картине говорят, что все конечно правильно, но никто другой не сможет написать картину в семнадцать дней. Может быть, Карл и сам рассматривал свой опус, как дерзкую выходку. Но в любом случае это опыт из исторической костюмной драмы жизни царей и цариц, не получил отклика в творчестве самого Брюллова, а также русской живописи тех времен.
"Нашествие Гензериха на Рим"
В декабре 1843 года знаменитый архитектор Алексей Горностаев писал брату Карла Александру о нем: «он сообщил мне свою гигантскую мысль – представить в картине то время, когда варвары разграбляют мир». Данная мысль была воплощена в эскизе «Нашествие Гензериха на Рим». Вскоре в 1835 году увидел мир сборник Арабески Гоголя. Именно там написаны статьи о «Последнем дне Помпеи» и «О движении народов в конце 5 века». Последняя статья рассказывает о ярких моментах варварских нашествий, тут же говорится и о вандалах. Также здесь есть упоминания о Гензерихе, вожде варваров. Он имел необыкновенное искусство грабить. После него ничего уже не оставалось. Пришедшая еще в Риме мысль о такой картине была поддержана. Вандалы являются очень страшной стихией. Именно здесь происходит гибель античного мира.
С умозрительной точки зрения, сюжет данной картины был отличным. Он являлся типично романтическим, классика проявлялась здесь только в историческом бытие, а не в идеальном вневременном образце. Именно Германское племя вандалов отвоевало у Рима северную Африку, именно там вождь вандалов и основал свое царство, царство пиратствовало в Средиземном море. Главный варвар крестил огнем и мечем своих воинов в христианство. Его имя позже стало именем нарицательным. В 455 году вандалы вторглись и в Рим, они ограбили его до нитки. Брали они не только золото и драгоценности, брали и художественные ценности, картины. Также увозили они и артистов и художников, взяли они и императрицу Евдоксию с дочерьми. Именно она пригласила варвара в Рим, но тайно. Используя его силу, она пыталась разобраться в сплетнях и интригах, которые плелись по всему королевству. Она решила отомстить за смерть своего мужа. Высокомерные римляне дрались между собой руками варваров. Сам Гензерих был показан нам не только римским полководцем, но и кем-то вроде средневекового рыцаря. Воины его были похожи на арабских бедуинов. Они грабят буквально, лезут на арку, срывают что-то оттуда, ловят женщин, как добычу.
Во многом данный эскиз является репликой Помпеи. Имеет целый ряд прямых повторов. Группа императриц в зубчатой короне в центре картин аналогична такой же группе в правой части Помпеи. Один из варваров, который пытается утащить женщину, похож на сцену из той же картины, где сын пытается увести мать. Но в каждом эскизе есть и драматургический центр. Гензерих сидит на коне перед Евдоксией. Можно отметить, что Брюллову удалось в этом диалоге выразить психологическую и историческую тонкость. Варвара не манила власть римского императора, а также забота о государстве, ему необходим быт грабеж, как способ существования. Фигура епископа на картине тоже является довольно красноречивой. Он лишь свидетель гибели и разорения. На уровне замысла, исторической драматургии сюжет этого эскиза вполне сопоставим с идеей картины Делакруа «Взятие крестоносцами Константинополя».