Брюллов Карл Павлович  


Творчество

Натурщик. 1813-1816Дети в доме Брюлловых были окружены художественной атмосферой. Отец всегда настаивал на развитии умения рисовать. Карл часто вспоминал, что дома отец заставлял их работать больше, чем в Академии. Карл все время рисовал множество фигур в самых разнообразных ракурсах, поворотах и перспективах. Ему необходимо было воспитать отличный глазомер, чувство пропорций, орнаментальное композиционное благозвучие. Карл показывал отличные умения в этих областях. В 1809 году, когда Карл Брюллов пришел в Академию, он уже был виртуозом в изобразительном искусстве. Тогда ему было всего 10 лет.

В начале 19 века вошла мода на некий романтизм в представлениях о ценности индивидуально – неповторимого в искусстве. Предполагалась свобода в творческом самовыражении. Стоит заметить, что на смену художнику – мастеру всегда приходит художник – артист. Старая система оказывается в оппозиции к такой свободе. Именно в такой системе из обычного человека начинают делать творческую личность, даже в такой период, когда он является несмышленышем. Такой человек еще не обладает свободой выбора, в таком случае он может вовсе лишиться творческой предрасположенности. По веянию духа времени Академия решила отменить первые возраста для училища. В стенах академии появляются великовозрастные новички. Такое нововведение не вызвало одобрения со стороны Брюллова. Он мог бы выразиться также как Энгре: « говорят, надо идти в ногу со своим веком. Но если мой век не прав?».

Существует глубокого смысла анекдот об одном из старых актеров одного театра. Кто-то услышал мнение собеседника о том, что некто «играет на штампах». Но другой заметил, что плохой актер отличается от хорошего только тем, что у плохого этих штампов, скажем, десять, а у хорошего тысяча и еще один. Все ухищрения разных мастеров исчислимы и являются некими формулами классического искусства. Ими нельзя овладеть, как можно овладеть нотной грамотой или правилами постановок, это есть или его нет с детства. Существует у Брюллова и собственный парадокс, который состоит в следующем. Карл Брюллов вступает в самостоятельное творчество в то время, когда романтизм теряет свои позиции, становится обычным. Именно в это время ценностные ориентиры сдвинуты в сторону оригинальности выбора. Ценность художника выдвигается и перемещается в область художественной архаики.

Нарцисс, смотрящий в воду. 1819В таких условиях Брюллову вновь удается вывести виртуозность в ранг художественной первейшей добродетели. Брюллов постоянно отличался творческими успехами в Академии. Александр Иванов рассказывал одному из учеников Карла Брюллова, который собрал информацию о своем учителе: «с самого детства учителя ожидали от него чего-то необычного в Академии, а вот другие ученики баловали его за талант, которым он был наделен». В 1819 году Карлом Брюлловым был написан заданный Академией сюжет, Карл написал картину «Нарцисс, смотрящий в воду».

Вместе с умением передать всю пластику обнаженной натуры в ее совершенстве, именно в ней найдены все способы оживотворения самой поэзии мифа о прекрасном юноше, который был околдован собственной красотой. На картине можно заметить светотеневую партитуру, при этом автор уделяет внимание живописи Корреджо и Караваджо. Здесь присутствует золотистый свет, который окутывает фигуру нарцисса. Брюллову удалось понять и почувствовать возможности, которые скрыты в новом приеме. Можно сказать, что «Нарцисс» стал первообразной темой, которая была выражена в световых эффектах его будущих картин и полотен.

Сама идея оживления классики, а также превращение обычных учебных слепков в прекрасную красоту, как того требовала Академия, это было легкое веяние ветерка романтизма, который присутствовал в студии академии. Это стало первым опытом того соединения антизма и романтизма. Венцом всего стало полотно «Последний день Помпеи». Стоит упомянуть, что некая картина двенадцатилетнего мальчика, была куплена Андреем Ивановым – одним из учеников самого Брюллова. После этого в 1842 году картина была приобретена Академией для своего музея. Кстати, может быть, вы заметили, что голова Нарцисса похожа на голову самого автора – Карла Брюллова. Черты лица Карла известны по его многочисленным автопортретам и портретам. Автопортрет в образе нарцисса? Что же это такое? Может быть, это догадка о самом себе.

Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского.1821Завершает творчество Карла Брюллова в Академии картина «Явление Аврааму трех ангелов у дуба». Данная композиция показывает позицию умеренности и аккуратности в изложении канонического сюжета. Но даже здесь требовалось некоторое участие собственной изобретательности. В плане режиссерском этот образец является несколько подобострастным. Но композиция выдает сама по себе слишком высокую заботу о грамматически правильной постановке фразы. Но тут же она несет в себе сюжет бессмысленности, который обычно возникает, когда мы слышим книжную речь. Карл Брюллов в данном случае просто перестарался, можно судить о неправильной постановке многих сюжетов.

Через три года по частному заказу была написана картина «Эрминия у пастухов». Данная картина была неким воспоминанием в честь памяти о выпускной работе. В обеих картинах присутствовал элемент «явления», тут же был и пастуший быт и стада. Силуэт Эрминии является немного призрачным, стоит упомянуть, что картина так и осталась незавершенной. А может быть таким способом автор решил придать образу Эрминии схожесть с ангелом. В сюжете Эрминия ждет весть о рыцаре, но на картине она сама выглядит вестником. Таким образом Карлу Брюллову удается создавать новые сюжеты.


Последний день Помпеи (фрагмент)

Святой Себастьян. Рафаэль, Санцио

Пир богов Свадьба Пелея и Фетиды



Главная > О творчестве
Поиск на сайте   |  Карта сайта