Брюллов Карл Павлович  


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Скульптура


(по-латински sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю)

Памятник Петру I (Э.М. Фальконе, 1768-1778 г.) Вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. Главные жанры скульптуры — портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр (изображение животных). Художественно-выразительные средства скульптуры — построение объёмной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета. Основные материалы, применяемые в скульптуре – глина, гипс, камень, дерево, металл и т.д, методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и т.д.

Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на плоскости — барельеф и горельеф). К произведениям круглой скульптуры, обычно требующей кругового обзора, относятся: статуя (фигура в рост), группа (две или несколько фигур, составляющих единое целое), статуэтка (фигура, значительные меньшая натуральной величины), торс (изображение человеческого туловища), бюст (погрудное изображение человека) и т.д. Формы рельефа варьируются в зависимости от его назначения и положения на архитектурной плоскости. По высоте и глубине изображения рельефы подразделяются на низкие, высокие, углублённые и контррельефы.

По функциональному содержанию скульптура делится на скульптуру малых форм (или станковую) и монументально-декоративную. Хотя эти разновидности скульптуры развиваются в тесном взаимодействии, у каждой из них есть свои особенности.

Распятие с предстоящими (скульптура, дерево, XVIII в.)Монументально-декоративная скульптура рассчитана на определённое природное или пространственно-архитектурное окружение. Она носит ярко выраженный общественный характер, адресуется к массам зрителей, размещается преимущественно в местах общественного значения – в парках, на площадях и улицах города, в интерьерах и на фасадах общественных сооружений. Монументально-декоративная скульптура конкретизирует архитектурный образ, дополняет выразительность форм строения новыми нюансами. Способность монументально-декоративной скульптуры решать большие идейно-образные задачи с особой полнотой раскрывается в произведениях, которые называют монументальными и к которым обычно относят монументы, городские памятники, мемориальные сооружения. Долговечность материалов и величавость форм объединены в них с широтой обобщения, с возвышенностью образного строя.

Станковая скульптура, не связанная непосредственно с архитектурой, носит более интимный характер. Залы выставок, жилые интерьеры, музеи, где её можно рассматривать вблизи и во всех деталях, являются обычной для неё средой. Тем самым очерчиваются особенности пластического языка скульптуры, преобладающие жанры (бытовой, ню, портрет, анималистический), её размер. Станковой скульптуре значительно более, чем декоративно-монументальной, присуща повествовательность, особый психологизм, интерес к духовному миру человека.

Паганини (С. Коненков, 1956 г.)Станковая скульптура включает обширный круг произведений, которые предназначены для жилого интерьера, и во многом пересекается с декоративно-прикладным искусством. К подобной скульптуре относятся также монеты, медали и геммы. Скульптура малых форм может тиражироваться промышленно, что не характерно для станковой скульптуры. Декоративно-прикладное искусство и скульптура малых форм образуют симбиоз друг с другом, как архитектура здания с украшающей его круглой скульптурой составляя единый ансамбль. Скульптура малых форм развивается по двум направлениям — как искусство массовых вещей и как искусство неповторимых, единичных произведений. Жанры и направления малой скульптуры — портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзаж, малые, пространственно-объёмные формы, ландшафтный дизайн, и кинетическая скульптура (разновидность кинетического искусства, в котором обыгрываются эффекты реального движения).

Схематически процесс создания скульптурного произведения можно расчленить на ряд этапов: лепка (из пластилина или глины) эскиза и этюдов с натуры; изготовление каркаса для крупой скульптуры или щита для рельефа (железные стержни, проволока, гвозди, дерево); работа на вращающемся станке или вертикально укрепленном щите над моделью в заданном размере; превращение глиняной модели в гипсовую с помощью «чёрной» или «кусковой» формы; её перевод в твёрдый материал (камень или дерево) с использованием пунктировальной машины и соответствующей техники обработки или отливка из металла с последующей чеканкой; патинировка или подкраска изваяния. Известны также произведения скульптуры, созданные из твёрдых материалов (мрамор, дерево) без предварительной лепки глиняного оригинала (т.н. техника прямой рубки, требующая исключительного мастерства).

Давид (Микеланджело)
Давид.
Микеланджело.

Конная статуя императора Марка Аврелия
Конная статуя
императора
Марка Аврелия.

Рабочий и колхозница (В.И. Мухина)
Рабочий и колхозница.
В.И. Мухина.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Главная > Гостевая книга > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта