Брюллов Карл Павлович  


Оранжевая р-р-еволюция в 19 столетии.

Я предлагаю читателю поверить мне. Поверить, что я довольно чувствительный посетитель художественных музеев. Был случай, что я перед картиной плакал. Был, что испугался, реально вздрогнул и чуть не отскочил. Неоднократно портилось настроение от смотрения, просто смотрения на изображённое. В общем, если я скажу, что нечто на меня не подействовало, то имеет смысл поискать вину художника. На такое объяснение его вины я наткнулся в связи с «Последним днём Помпеи» (1830 - 1833) Карла Брюллова.

Последний день Помпеи (К.П. Брюллов)
«Попробуем представить действия, совершаемые в ивановской картине, в простом перечислении – Христос идёт, толпа сходит с холма, Креститель потрясает крестом, раб бросился подать одежды и при этом вскинул голову, отрок выходит из воды, сын «мостится, теснится около отца своего» <…>, юноши резко оборачиваются. Картина Иванова насыщена движениями, и, как ни странно, сама «номенклатура» этих движений здесь в сущности та же, что и в «Гибели Помпеи». При этом разнообразие движений у Иванова в контрастных сопоставлениях состояний героев не идёт ни в какое сравнение с фактическим однообразием движений и мимической экспрессии в «Помпее» » (Алленов. О некоторых особенностях композиционного построения картины Иванова «Явление Мессии». Советское искусствознание '79, 1.М., 1980).

Иллюстрация
Это примеры одинаковой мимической экспрессии.

А вот однообразие движений.

Иллюстрация
Этим однообразием художник хотел бить по нервам. А когда так навязчиво хотят, то достигают обратного результата.

Это как на заседании Госдумы 27 января 2012 года по поводу фальсификации в целом выборов в эту Думу кричал Жириновский на председателя Центральной Избирательной Комиссии Чурова. При том, что все (кричавшие о фальсификации) оппозиционные партии отказались от призыва Явлинского, в Думу не прошедшего, не кричать, а просто отказаться от мандатов, и тогда будут назначены перевыборы. Отказались. Набрали оппозиционеры голосов на протестном голосовании абы за кого. Больше так может не подфартить. Да?

А что Брюллов?

Кто за него, пишет, что он кипел, пусть и после поражения декабристов в 1825 году: «Первая мысль картины <…> относится к 1827 году. Современники считали, что Брюллова вдохновил Петербург, чувства и мысли русских людей, порожденные разгромом восстания декабристов. Вернее, однако, что замысел картины отражает, хотя и достаточно отдаленно, ту общую атмосферу исторических сдвигов, которая царила в Европе, где 20-е годы были ознаменованы революционными выступлениями в Испании, России, Италии, национально-освободительной войной в Греции и революционным движением во Франции».

А какие сдвиги, когда к 27-му году все революции потерпели поражение. В Италии и Молдавии в 21-м, в Испании и Португалии в 23-м, в России в 25-м…

Кипящий в действии пустом…

Вот и получатся «Эстетика эффектов <…> эпохи упадочного романтизма» (Аленов. Там же).

Брюллов сам признавал.

«"Когда же работа подвигалась вперед, — писал Гагарин, — то настроение его становилось менее уверенным; он чувствовал, что сильные контрасты и чрезмерные крайности являются верным способом повлиять на толпу, но что тонкие знатоки, пожалуй, упрекнут его в том, что он отверг истинные требования искусства и перешел на границу диорам и декораций».

Диорамы и декорации ж не удовлетворяются плоским изображением и в стремлении поразить объёмностью применяют аж объёмные элементы. И достигают пшика, потому что настоящее потрясение бывает от развоплощения: если объём чувствуешь в плоском.

Нет. Объёмность у Брюллова отменная. Из-за контрастов света. Но настоящий романтизм движим был стихией цвета и темпераментного мазка. Делакруа изображал, образно выражаясь, не саблю, а блеск сабли. А Александр Иванов шёл вообще в другом направлении:

«Высшая духовная свобода <…> есть свобода для спокойного созерцания и размышления над каждой «частичкой бытия». Эта свобода отвоёвывается Ивановым у той несвободы, какой является порабощённость зрителя (соответственно, художника) непосредственным впечатлением…» (Алленов. Там же).

С. Воложин, 28 января 2012 г.


Портрет М. Гоголя

2

8a



Главная > Описание картин > Оранжевая р-р-еволюция в 19 столетии.
Поиск на сайте   |  Карта сайта