Брюллов Карл Павлович  


Карл Брюллов: трудное детство, блистательная юность

С ранних лет о Брюллове слыла слава гения. Он казался окружающим художником от Бога. Однако столь великое мастерство, причём по заслугам оценённое окружающими, что было уделом при жизни далеко не всех гениев и талантов, далось ему не просто. Предпосылкой брюлловской гениальности стало трудное детство, заполненное беспрестанным трудом. В доме Брюлловых царила атмосфера трудолюбия и взыскательной строгости. Дети никогда не видели своего отца – академика резьбы по дереву, пребывающим в праздности. В гостиной на самом видном месте висела отцовская шпага, где было вычеканено: «Стой за правду». Сильная и самобытная личность отца оказывала решающее влияние на формирование характера будущего художника. Понятия справедливости, правды и самоусовершенствования стали ведущими в жизни этой семьи.

А основой их жизни стал упорный каждодневный труд. Каждое утро маленький Карл проводил за работой. Отцовское воспитание было весьма строгим и оригинальным. Отец не разрешал мальчику завтракать до тех пор, пока он не выполнит утреннее задание. Чаще всего это было копирование гравюр. И однажды Карл начал рисовать самостоятельно, впервые ощутив свою власть над обыденными предметами, которые он с такой схожестью оживлял на листе бумаги.

И вот наконец наступил тот значимый день – 2 октября 1809 года, когда Карл Брюллов стал учеником Академии художеств. Ему предстояло пробыть в её стенах 12-ть долгих лет – шесть в Воспитательном училище и шесть в Академии.

С ранних лет Карл был невероятно успешен в искусстве живописи. Его однокашники частенько просили его поправить их рисунки, безоговорочно признавая его мастерство. При этом юноша выделялся среди других не только лишь редкой одарённостью, но и увлечённостью искусством: музыкой, театром. Он много читал, знал иностранные языки. Преуспеть в науках и искусствах ему помогала незаурядная целеустремлённость.

Одна из наиболее известных ранних работ художника – картина «Нарцисс». В ней Брюллов применяет новые приёмы, новаторские для современной ему живописи. Брюллов стремится подчинить пейзаж общей идее картины. Это было ново и неожиданно для исторического жанра. Он пытается внести в изображение природы живые ноты, придать пейзажу эмоциональное звучание, что вовсе не соответствовало тогдашним академическим канонам.

Брюллов блестяще оканчивает Академию художеств. За программную картину «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского» он получает большую золотую медаль. Однако из-за разногласий по поводу того, кто будет его руководителем, Брюллов отказывается от пенсиона и рвёт с Академией.

Молодой художник увлекается романтизмом, который на тот момент был новой и свежей струёй в искусстве живописи. Брюллова затрагивают идеи о ценности человеческой личности, о выражении в живописи психологии и характера человека.

С 1822 года Брюллов уезжает в Италию, где под влиянием мастеров античности и прекрасных картин Рафаэля в его творчестве наступает новый творческий период.


Осада Пскова (эскиз)

Итальянский полдень

Портрет Г.И. Гагарина



Главная > О художнике > Детство и юность
Поиск на сайте   |  Карта сайта