Брюллов Карл Павлович  


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Общество поощрения художеств


(ОПХ)

Столярная мастерская (И.С. Щедровский)Общество поощрения художеств (в 1820-1882 г. - Общество поощрения художников; в 1882-1917 г. - Императорское общество поощрения художеств; в 1917-1929 г. - Всероссийской общество поощрения художеств) - российская общественная организация, основанная в 1820 г. в Петербурге по инициативе меценатов И.А. Гагарина, П.А. Кикина, Ф.Ф. Шуберта и художников-любителей А.И. Дмитриева-Мамонова и Л.И. Киля.

В "Основных правилах" значились цели ОПХ: “…помогать художникам, показывающим дарование, и способствовать к распространению всех изящных искусств…”. В 1821 г. в Обществе состояло десять членов, в конце 1820-х г. их число превысило семьдесят. С момента основания и до 1857 г. в ОПХ входили главным образом меценаты высокого происхождения и положения: Председатель Государственного Совета князь В.П. Кочубей, наместник Польши князь И.Ф. Паскевич, петербургский генерал-губернатор П.Н. Игнатьев, наместник Кавказа князь М.С. Воронцов, министр народного просвещения граф С.С. Уваров и др.

С момента основания Общество находилось под покровительством императора, получая от двора денежные субсидии и целевые пособия. В первой половине 19 в. ОПХ развернуло обширную издательскую деятельность, целью которой была популяризация произведений русских художников. Велика заслуга ОПХ в развитии литографической техники. Лучшими альбомами, изданными в 1820-1830-е г. на средства ОПХ, стали "Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей", "Портреты знаменитых россиян", "Сцены из русского народного быта" И.С. Щедровского и др.

Оригиналы для литографических альбомов по заказу ОПХ выполняли художники К.П. Беггров, А.П. Брюллов, С.Ф. Галактионов и др. Активно сотрудничали с ОПХ А.Г. Венецианов и художники его школы, переводя в литографии многие живописные оригиналы. Общество также способствовало выпуску учебных пособий, атласов и монографий для начинающих художников. Явление Христа народу (А. Иванов)

На его средства с 1823 г. под редакцией В.И. Григоровича издавался "Журнал изящных искусств", а с 1836 по 1839 г. - "Художественная газета" под редакцией Н.В. Кукольника. Другим важным направлением деятельности ОПХ являлась материальная поддержка молодых художников. Пособия Общества получали многие ученики академии художеств. Право пенсионерской поездки на средства ОПХ получили А.П. и К.П. Брюлловы, А.А. Иванов, Г.Г. и Н.Г. Чернецовы и др. Общество помогало молодым художникам, предоставляя заказы на рисунки для изданий, копии с картин, образа для храмов и др. Начиная с 1826 г. ОПХ организовывало выставки-продажи художественных произведений, с 1837 г. регулярно проводило художественные лотереи среди своих членов и устраивало аукционы.

В 1857 г. был принят новый Устав, им предусматривалось введение нового статуса "члена-соучастника", не имеющего права решающего голоса, зато и с небольшой суммой членских взносов. Это привело к демократизации ОПХ и значительному расширению числа его членов. В качестве членов-соучастников в ОПХ состояли многие известные архитекторы и художники: И.К. Айвазовский, А.К. Беггров, А.Н. Бенуа, А.П. Боголюбов, К.П. Брюллов, Б.П. Виллевальде, Е.К. Врангель, Н.Н. Ге, Ф.И. Иордан, П.К. Клодт, А.И. Куинджи, М.О. Микешин, Г.Г. и Н.Г. Чернецовы, А.И. Штакеншнейдер и др.

Парад в Кремле (Григорий Чернецов)В 1857 г. ОПХ по высочайшему повелению приняло в свое ведение Рисовальную школу для вольноприходящих, которую незадолго перед тем предполагали закрыть из-за сокращения государственных расходов. В последующие годы именно Рисовальная школа стала главным предметом забот ОПХ. В школе улучшилось преподавание общеобразовательных предметов, регулярно устраивались поездки по старинным русским городам, были организованы художественно-промышленные мастерские.

С 1860 г. ОПХ учредило ежегодные конкурсы по живописи и прикладным искусствам. По их результатам победители получали именные денежные премии: по жанровой живописи (им. В.П. Боткина), за пейзаж (им. С.Г. Строганова), за лепку (им. П.С. Строганова), за исторический жанр (им. В.Г. Гаевского), за гравюру на дереве (им. принцессы Е.М. Ольденбургской), за декоративную живопись (им И.П. Балашова), за резьбу по дереву (им. В.Л. Нарышкина) и др.

В 1870 г. при ОПХ был основан Художественно-промышленный музей. Его основу составила коллекция прикладного искусства, пожалованная Александром II, фарфор производства Императорского завода, переданный в дар Обществу императрицей Марией Александровной.

В 1898-1901 г. Общество издавало журнал "Искусство и художественная промышленность" (под редакцией Н.П. Собко), в 1901-1908 г. - журнал "Художественные сокровища России" (под редакцией А.Н. Бенуа).

Вид замка Святого Ангела в Риме (А.П. Брюллов)В 1882 г. был принят новый Устав ОПХ, который закрепил его новое название - "Императорское общество поощрения художеств". К своим задачам ОПХ добавило следующую: “…распространять художественное образование среди ремесленников и вообще способствовать развитию вкуса к изящному во всех слоях общества”. Этот Устав действовал до 1917 г., когда на общем собрании Общество было переименовано во "Всероссийское общество поощрения художеств". Своей главной задачей Общество считало теперь сохранение Рисовальной школы и преобразование ее под руководством Н.К. Рериха в Свободную академию, дающую законченное художественное образование. Однако в апреле 1918 г. по распоряжению правительства капитал общества был аннулирован, а школу передали в ведение отдела ИЗО Наркомпроса, где она была сведена к художественно-промышленным мастерским под руководством Н.А. Тырсы.

С этого времени в деятельности Общества важное значение приобрели аукционы предметов искусства и старины. Особенно ценные предметы приобретались Комитетом общества и безвозмездно передавались в Эрмитаж и Русский музей. Члены Общества читали лекции по вопросам искусства. Продолжалась и собственно художественная деятельность: в 1928 г. Была организована секция граверов, а в 1929 г. - секция акварелистов; обе они существовали как профессиональные художественные объединения.

С 1924 г. Общество находилось в ведении Российской Академии истории материальной культуры, а в 1930 г. было упразднено.

Портрет П.А. Кикина (Джордж Доу)
Портрет П.А. Кикина.
Джордж Доу.
1825 г.

Автопортрет (А.Н. Бенуа)
Автопортрет.
А.Н. Бенуа.
1898 г.

Автопортрет (К.П. Брюллов)
Автопортрет
К.П. Брюллов.
1848 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Главная > Гостевая книга > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта