Брюллов Карл Павлович  


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Офорт


(от французского eau-forte - азотная кислота, буквально - «крепкая вода»)

Высоцкий монастырь (Виталий Губарев) Разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм (досок), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами.

Способ глубокой печати появился в середине 15 века и ведет свой путь развития от ручных способов гравирования украшений, орнаментов и надписей на доспехах и оружии. До сих пор еще сохранились (не как промышленные) способы ручного изготовления гравированием или травлением авторских печатных форм для способа глубокой печати с печатанием оттисков на ручных станках.

Изготовление печатной формы с углубленными печатающими элементами может быть достигнуто механическим (гравирование резцами и иными инструментами) или химическим (травление кислотой) путем.

К группе способов с механическим получением печатающих элементов относятся гравюра резцом, пунктирная манера, сухая игла и меццо-тинто. В группу вариантов с химическим получением печатающих элементов входят, помимо офорта, мягкий лак, акватинта, лавис, резерваж и гелиогравюра.

Офортный станок Основное преимущество офорта – легкость в изготовлении, чего нельзя сказать ни о резцовой гравюре, ни о ксилографии. Дело в том, что если в двух поименованных техниках нужно прорезать вручную линии на дереве или металле, то в офорте всю эту труднейшую работу выполняет кислота. Металлическая доска (в 16 в. чаще железная, в 17-18 в. медная, позднее - цинковая), употребляемая для обычной резцовой гравюры, покрывается специальным грунтом, устойчивым к воздействию кислоты. На доску, посредством острой стальной иглы, проникая сквозь мягкий грунт, наносится рисунок. После этого доска помещается в азотную кислоту (медная – в раствор хлорного железа), и нанесенный иглой рисунок протравляется до желаемой глубины.

После первого травления, достаточного для незначительного углубления штрихов в самых светлых местах изображения, эти места закрывают защитным лаком, исключая их в дальнейшем из процессов травления. Затем подвергают пластину второму травлению, выкрывают лаком участки следующей градации тона и т.д. - до самых темных мест изображения. Благодаря этому штрихи получаются различной глубины и при том более простыми средствами, чем в резцовой гравюре. После этого грунт смывается с доски, втирается краска и делается оттиск.

Если говорить о мастерах, то особенно стали известны офорты французского мастера первой трети 17 века Жака Калло, воспроизводящие разнообразные, часто красноречивые, сцены современной жизни. Фламандская школа дала искусству прекрасного офортиста - Антониса ван Дейка.

Но несомненно, что наиболее ценной и целостной является голландская школа офорта, которая в данном случае соперничает с живописью и нисколько ей не уступает. Эта школа представлена Адрианом Ван Остаде, Паулем Поттером, Херкюлесом Сегерсом. Но главенствующим мастером здесь является Рембрандт, который совершенно самостоятельно, без посторонней помощи, постиг искусство офорта и преодолел все трудности этой капризной техники. Рембрандт создал более трехсот офортов.

Ручей в лесу (И.И. Шишкин) Примерно с середины 18 в., как это ранее произошло и с резцовой гравюрой, появляется отдельное направление - репродукционный офорт. Практически все увражи и книжные иллюстрации середины – второй половины 18 века выполнены в этой технике.

Но если репродукционный офорт был в своем роде массовой продукцией для 18 века, то оригинальный офорт продолжил свое существование и являлся «отдушиной» для многих художников-живописцев. Большую известность получили работы Франсиско Гойи, Джованни-Баттиста Тьеполо, Каналетто, Антуана Ватто, Франсуа Буше и многих других. Особняком стоит творчество архитектора и гравера Джованни-Баттиста Пиранези, который был, пожалуй, самым выдающимся офортистом этого века, который оставил много томов увражей с видами Рима, римских древностей, и даже темниц.

Если в 19 в., под воздействием новых печатных техник искусство офорта угасает, то к концу столетия оно расцветает с новой силой, причем уже не носит характера «иллюстрации», а воспринимается современниками как целостное художественное направление в графике. К офорту обращаются почти все знаменитые французские живописцы, начиная с барбизонцев (Камиль Коро, Шарль-Франсуа Добиньи и прочие), и заканчивая импрессионистами (особенно Эдуард Мане).

Кроме Франции, в конце 19 - начале 20 века многие страны дали искусству прекрасных мастеров офорта - Андерс Цорн в Швеции, Адольф Менцель в Германии, Джеймс Уистлер в США, Иван Шишкин и Валентин Серов в России.

Маленькие дети, пришедшие к Иисусу (Рембрандт)
Маленькие дети, пришедшие к Иисусу.
Рембрандт.
Офорт.

А.С. Пушкин (В.И. Рузин)
А.С.Пушкин.
В.И. Рузин.
1998 г. Цветной офорт.

Бородино (В. Губарев)
Бородино.
В. Губарев.
Офорт. 1994г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Главная > Гостевая книга > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта