Брюллов Карл Павлович  


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Северные письма


(иконопись)

Рождество Христово (Северные письма, XVII в.) В истории древнерусского искусства — условный термин, принятый в искусствоведении для обозначения происхождения родственных по стилю иконописных произведений, написанных живописцами русского Севера в 15 – 18 веках. Отличительной особенностью Северных писем является частое применение апокрифов, декоративность, немного грубоватая и примитивная наглядность образов, определённая упрощенность приёмов живописи.

Изначально Северные письма представляют собой самое демократическое направление новгородской живописной школы. Привозные иконы служили провинциальным северным мастерам иконописными подлинниками, своеобразными образцами для подражания. Иконопись, привозимая на Север в XV—XVI в., и творчество приглашенных сюда мастеров стали основой для формирования местного иконописания. Большинство иконописцев этого времени работали при монастырях и пустынях. Местные мастера обучались иконописи, работая в составе артелей приезжих иконописцев. Шел процесс познавания, освоения ремесла.

В XVI в. местные иконописцы были очень зависимы от влияния крупных художественных центров. В качестве образцов они использовали иконы разных художественных школ. Поэтому местная живопись XVI в. в ряде случаев представляет собой синтез различных стилистических направлений. С 16 века одновременно с выраженным влиянием иконописи московской школы, образовываются и местные художественные традиции, например карельские, обонежские, устюжские и прочие «письма».
Чудо о Флоре и Лавре (XVI в.)
В это время также произошло образование пантеона наиболее почитаемых святых: святитель Николай, Зосима и Савватий Соловецкие, Антоний Сийский, Никодим Кожеозерский, Александр Ошевенский и праведники Артемий Веркольский и Прокопий Устьянский. Самым популярным был святитель Николай. Не случайно народная молва гласила: «От Холмогор до Колы 33 Николы». Икона, изображающая Николая Чудотворца, была в местном ряду почти каждого северного храма.

Кроме этого, появились династии иконописцев (Струнины, Зубовы, Чалковы, Максимовы, Богдановы-Карбатовские) и Ремесленное объединение северных иконников (особенность работы: новые иконы переписывались с подлинников) и возникла, благодаря архиепископу Афанасию, артель из двенадцати иконописцев. Один из самых известных и талантливых иконописцев артели — Иван Васильевич Погорельский (1677—1755 г.).

Центры иконописания на Русском Севере: Соловецкий, Антониево-Сийский, Сурский, Кожеозерский, Красногорский монастыри. На Соловках в XVII в. работают 45 иконописцев. В это время демократические основы Северных писем усилились под влиянием народной росписи по дереву. Основную часть «северных писем» составляли «крестьянские письма». Они отличаются простотой и лаконизмом иконописных образцов. На иконах часто можно встретить незамысловатый рисунок, неумелое построение пропорций фигур на плоскости, нарушение технологии живописи. Все это результат того, что иконописцы из крестьян получали профессиональные навыки «с руки», от старших по артели и обучались подчас далеко не на самых лучших образцах и примерах. Проконтролировать качество иконописания в отдаленных регионах Русского Севера было практически невозможно.

Положение во гроб (XV век)
Положение во гроб.
XV век.

Рождество Христово (конец XVII — начало XVIII в.)
Рождество Христово.
Конец XVII — начало XVIII века.

Святой Николай (XVI век)
Святой Николай.
XVI век.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Главная > Гостевая книга > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта