Брюллов Карл Павлович  


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Монументальная скульптура


(от латинского monumentum - памятник)

Рабочий и колхозница (В.И. Мухина) Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются для конкретного архитектурно-пространственного или природного окружения, отличаются единством содержания, обобщенностью форм, крупным масштабом и отражают значительные исторические события, создаются в честь выдающихся людей. Монументальная скульптура адресована массовому зрителю, призвана конкретизировать архитектурный образ и дополнить выразительность архитектурных форм новыми оттенками.

К монументальной скульптуре относятся однофигурные и многофигурные композиции, конные памятники, мемориальные ансамбли, монументы в память выдающихся людей и событий, памятные статуи, бюсты, рельефы. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения и мемориальные формы (триумфальная арка, триумфальная колонна, обелиск, плита с рельефом и надписями).

Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях и курганах). Большое значение в монументальной скульптуре имеют активный силуэт и обобщенная трактовка объемов. Как правило, монументальная скульптура увековечивает значительные исторические события, воплощает идеи широкого общественного масштаба, содержит героико-эпическое начало. Она обращена к массам - к современникам и людям будущих поколений. Это определяет характер пластического решения, композицию и масштаб монументальной скульптуры.

В наше время интерес к монументальной скульптуре знаменует тягу к гармоническому слиянию человека с вновь познанными закономерностями вселенной, закономерностями, подвластными только обобщающей способности человеческого ума. Классическими образцами монументальной скульптуры являются статуя Марка Аврелия в Риме (161-180 г.), статуя "Давид" Микеланджело во Флоренции (1501-1504 г.), памятник Петру I Этьена Мориса Фальконе (1766-1778 г.) в Санкт-Петербурге, группа "Рабочий и колхозница" В.И. Мухиной в Москве (1935-1937 г.).

Монументальной скульптуре не чужды, однако, более интимные, лирические решения: таковы, например, многочисленные портретные памятники поэтам, художникам, музыкантам, созданные в 19 в. и в 1970-х — 1980-х г. Многие из них образуют своеобразное переходное звено от героико-эпической монументальной пластики к декоративной скульптуре.

Статуя Давида (Микеланджело)
Статуя Давида.
Микеланджело.

Монументальная скульптура президентов США
Монументальная скульптура
президентов США. Южная Дакота.

Конная статуя императора Марка Аврелия
Конная статуя
императора
Марка Аврелия.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Главная > Гостевая книга > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта