Брюллов Карл Павлович  


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Эллинистическое искусство

Венера Милосская (Агесандр)Искусство, охватывающее территорию стран Восточного Средиземноморья, Передней Азии, Древней Греции, северо-западных районов Центральной Азии и южных областей Средней Азии четвёртой четверти 4 – 1 веков до н. э. Расцветом эллинистического искусства является период возникновения эллинистических монархий и развития греческой культуры на значительных территориях Среднего и Ближнего Востока после покорения этих земель Александром Македонским.

Разделяют непосредственно греческое эллинистическое искусство, искусство земель, близко связанных с культурой Древней Греции, древнеегипетское искусство, в котором объединились египетские и греческие черты.

Восточно-эллинистическое искусство сформировалось на востоке от Ефрата. Сложная специфика политического, социального и экономического общественного развития привели к противоречивости эллинистического искусства, объединившего в себе такие черты, как экспрессия и рационализм, высокий драматизм и элегичность, эмоциональность и скепсис, элементы архаики и новаторские тенденции.

Местные художественные традиции в разной степени контактировали с эллинской культурой. Для пергамской, афинской, сирийской, александрийской и др. школ характерны базисные различия.

Взаимодействие местных и греческих тенденций на Среднем и Ближнем Востоке изначально было несущественным. Время бурного взаимодействия, которое породило искусство Парфии, Гандхары, Кушанского царства, началось после свержения греко-македонянской власти.

Хирон, воспитывающий Ахилла (фреска)Эллинистическая архитектура характеризуется тяготением к освоению грандиозных открытых территорий, к эффекту величественности; смелостью и величием строительных замыслов, логичностью очертаний, мастерством и отточеностью исполнения, импозантностью. Торжественной величественностью скульптурного вида проникнуты такие города, как Антиохия на Оронте, египетская Александрия, Приена и Пергам в Малой Азии, Дура-Европос, Селевкия на Тигре. Они были возведены по гипподамовой системе по принципу функционального зонирования и с прямоугольной сеткой улиц. Большое значение здесь имеют большие колоннады, расположенные вдоль главных улиц и 1-2-ярусные величественные портики-стои, которые являются частью здания или стоят отдельно, по периметру площади-агоры. Центры этих городов украшают великолепные царские дворцы, пышные театры, торжественные святилища, функциональные дома для собраний.

Специфика городов периода эллинистического искусства – торжественная архитектура, ансамбли, которым присуща строгая согласованность зданий по отношению друг к другу и к окружающему ландшафту, подчёркнутые горизонтали и фасадные вертикали, регулярная планировка, фронтальность и симметричность построек, как составляющих ансамбля, которые рассчитаны на обзор с фасада. Архитектурные типажи жилых, культовых и общественных зданий в основном происходили от построек периода классической Греции и греческой архаики, но при этом истолковывались в духе своего времени. Возникли и новые разновидности зданий – мусейоны, инженерные сооружения (александрийский Фаросский маяк), библиотеки.  

Синкретизм эллинистической религии привел к зарождению соответствующих типов святилищ, храмов, алтарей, мемориальных зданий, в которых еще более ярко, чем в гражданских строениях, проявилось взаимодействие с восточным искусством: катакомбы Ком-эш-Шукафа в Александрии, святилище Асклепия на острове Кос, городище Ай-Ханум в Северном Афганистане.

Большой алтарь Зевса в ПергамеВ изобразительном искусстве выявились определённые противоречивые черты. Они проявились как в отличиях художественных школ, так и в чертах, свойственных греческой скульптуре 4 века до н. э., - лиричности Праксителя, экспрессивности Скопаса, динамичности очертаний в произведениях Лисиппа. Одновременно с творческой переработкой наследия классиков, творением гармонических образов было характерно механическое подражание классике, которое породило неестественно патетические, холодные произведения. Скульптура уже не служила гражданственным идеалам полиса. Ей стали присущи декоративность, повествовательность и отвлечённость. 

Внутренний динамизм образов и внешняя эффектность, яркие светотеневые контрасты, экспрессивные жесты и необычные ракурсы, гармоничное взаимодействие с окружающим интерьером, сложное композиционное построение наиболее выразительно выражены в горельефном фризе алтаря Зевса в Пергаме, статуе Ники Самофракийской. Противоречивость и многозначность образов эллинистической скульптуры проявилась в одновременном создании гигантский статуй божеств (не сохранившийся «Колосс Родосский»), идеализированных портретов властителей, гротескных мифологических (сатиры, силены) или интимно-жанровых образов, выразительных изображений стариков, драматических черт в «портретах философов».  

Активно развивалась садово-парковая скульптура, насыщенная гедонистическими настроениями. О восточных эллинистических скульптурах можно судить по храмовым статуям и портретам греко-бактрийских монархов. В эллинистической живописи (мозаики, фрески, которые известны в основном по римским копиям из Геркуланума и Помпеи), равно как и в скульптуре одновременно с концепцией классицизма практиковалась более свободная и экспрессивная манера изображения. В ней выражались и развивались декоративность, эскизность, повествовательность. Спокойным, монументальным композициям, таким как фреска из Геркуланума «Хирон, воспитывающий Ахилла») можно противопоставить динамичные сцены со смелым рисунком. Превалируют сюжеты из мифологии, тематика трагических событий или неожиданных, проникнутых драматизмом встреч: фреска из Помпеи «Медея перед убийством своих детей». Интерес к человеческой личности выразился в создании ярких образов и жанров, таких как «Уличные музыканты», - мозаика, созданная в конце 2 в. до н. э. художником Диоскуридом из Самоса. Общие черты эллинистического искусства можно проследить в глиптике, вазописи, торевтике, художественных стеклянных сосудах.

Влияние эллинистического искусства проявилось в самых разных сферах древнего мира – от Древнего Рима и Карфагена на западе до китайского Синьцзяна на востоке. Художественные эллинистические принципы были творчески переосмыслены в искусстве Ирана, Средней Азии, Византии.

Боргский гладиатор (Агасис)
Боргский гладиатор.
Агасис.

Уличные музыканты (Диоскурид, мозаика)
Уличные музыканты.
Диоскурид. Мозаика.

Виктория Миринская
Виктория Миринская.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Главная > Гостевая книга > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта