Брюллов Карл Павлович  


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Мастерская народной графики


(по-испански Taller de Grafica Popular, TGP)

Жажда (Л. Мендес, линогравюра, 1948 г.)Сообщество мексиканских графиков, занимавшихся в основном созданием станковой гравюры на линолеуме. Зародилось в 1937 г. в Мехико, его основатели: Л. Ареналь, П. О’Хиггинс и Л. Мендес, при поддержке Д. Сикейроса. Мастеров объединяли демократические идеи и интерес к национальному искусству. Членами «Мастерской народной графики» стали А. Бельтран, А. Гарсиа Бустос, А. Сальсе, Р. Ангиано, И. Агирре, А. Брачо, А. Мехиак, А. Гомес и другие. Мастерская народной графики сложилась как коллектив мастеров национально-демократического реалистического искусства, поставивших перед собой задачи социальной борьбы, а также развития ярко эмоционального национального реалистического искусства, активного участия его в социальной жизни. Мексиканские графики изобличают североамериканский империализм, рассказывают о жизни народа, его страданиях и надеждах, активно, силой искусства борются за мир против угрозы атомной катастрофы.

Для творчества членов Мастерской народной графики, ряд которых испытал влияние европейской политической графики 2-й половины 19—20 веков, характерны обращение к народным мотивам, ярко эмоциональный строй, обобщенность, смелые контрасты белых и черных пятен, художественная выразительность, во многом связанная со стилем, разработанным мексиканскими монументалистами. Под коллективным грифом «Мастерской народной графики» выпускались серии антифашистских плакатов, а также альбомы гравюр и литографий, посвящённых истории и современности Мексики, борьбе народов за мир и свободу (альбомы: «Франкистская Испания», 1938 г.; «Чёрная книга нацистского террора в Европе», 1943-1944 г.; «Образы мексиканской революции», 1947 г.; «Конституция 1857 года», 1957 г.). В 1953 г. Мастерская народной графики была удостоена Международной премии Мира.

Казнь (Л. Мендес, линогравюра, 1949 г.)Мастерская впитала замечательные традиции мексиканского искусства, стала явлением мировой графики XX века. Мастера этого объединения развивали и прогрессивные традиции других стран, использовали опыт Ф. Мазереля или Р. Гуттузо, советских карикатуристов и плакатистов, особенно Д. Моора, американских графиков-коммунистов. Появлению мастерской предшествовала графика Посады. Другой важный источник революционных традиций мастерской – деятельность художников в газете «Эль Мачете», которая издавалась Революционным синдикатом работников техники и искусства, созданным в 1922 году по инициативе Сикейроса.

С создания в 1937 году Мастерской начался расцвет мексиканской графики. Мендес уже имел к этому времени немалый опыт, он учился в Академии художеств после революции, с середины 20-х годов работал как гравер, в 30-х — 40-х годах выполнил два цикла стенных росписей, с 1932 года руководил секцией пластических искусств в министерстве просвещения, в 1933-1937 годах был одним из руководителей Лиги революционных писателей и художников. Объединившая для коллективной работы десятки художников, «Мастерская народной графики» одновременно способствовала творческому росту самого Мендеса. В 1938 году он руководит созданием серии антифашистских плакатов, в 1939 году выполняет цикл документальных литографий, изображающих зверское убийство сельских учителей бандами религиозных фанатиков, в 1942 году – гравюру на линолеуме «Поезд обреченных» для «Черной книги фашистского террора в Европе». Хорошо видно, как быстро растет и политическое сознание, и графическое мастерство художника. В 1948 году он становится в ряд крупнейших графиков XX века.

Мендес продолжает традиции социально активного искусства Посады и Ороско, причем своеобразно использует характерные для мексиканской графики монументальность и символичность. Каждый лист подчинен одной ярко выраженной идее, основной эмоции и приобретает характер монументального символа. Композиции содержат конфликт, в котором принимают участие не только люди, но и стихии – земля и небо, воздушное пространство и огонь. Каждый сюжет – это мир в себе, целая поэма, но все вместе листы складываются в захватывающее и трогательное повествование.

Вид Сантьяго в 1840 г. (П. О`Хиггинс)Мендес выполнил много гравюрных серий на темы кинофильмов, они демонстрировались на экранах, дополняя фильмы мощной выразительностью. В серии «День жизни» 1949 года запоминается лист «Расстрел», изображающий гордую фигуру индейца, не дрогнувшего перед дулами ружей. В серии «Шаль Соледад» 1950 года приковывают внимание «Соединенные несчастьем»: в ночной тьме прижались друг к другу мужчина и женщина, готовые встретить нападение. Сделанное Мендесом имело огромное значение и для мексиканского, и для мирового искусства графики, не случайно в 1953 году ему присуждена Международная премия мира. Премию получила и вся «Мастерская народной графики».

В мастерской было немало ярких художников. Пабло О'Хиггинс, соавтор Мендеса в стенных росписях, работал в технике литографии, создавая обаятельные образы простых людей Мексики. Альберто Бельтран проявил себя как мастер изобразительного рассказа, умело строящий сюжет, используя выразительность детали. Его цикл «Автобус бедняков» – гравюры на линолеуме 1954 года – отмечен и разнообразием типов, и тонкостью наблюдений. Артуро Гарсия Бустос, ученик Риверы, чрезвычайно эмоционален – то нежно лиричен, то достигает большой трагической силы (цикл «Свидетельство о Гватемале» 1957 года). «Мастерская народной графики» продолжала деятельность до 1960-х годов. И то, что было создано прогрессивными мексиканскими графиками, остается одной из вершин искусства XX века. Художники многих стран, работающие в области политической графики, часто обращаются и будут обращаться к опыту мастеров мексиканской графики, остросоциальной, гражданственной направленности их искусства.

Политические заключенные в Гватемале (Г. Бутос, 1957 г.)
Политические заключенные
в Гватемале. Гарсиа Бутос.
Линогравюра. 1957 г.

Староста деревни (П. О'Хиггинс)
Староста деревни.
Пабло О'Хиггинс.

Факелы (Л. Мендес, линогравюра, 1948 г.)
Факелы. Л. Мендес.
Линогравюра. 1948 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Главная > Гостевая книга > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта