Брюллов Карл Павлович  


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Орфизм


(по-французски orphisme, от Огрhee - Орфей)

Эйфелева башня (Роберт Делоне)Направление во французской живописи 1910-х г. Название дано в 1912 г. Аполлинером. Генетически связанный с кубизмом, орфизм вместе с тем обнаружил близость и к другим модернистским течениям - футуризму и экспрессионизму. Официальное "крещение" орфизма произошло на Салоне независимых в Париже. Действительно термин этот был изобретен Аполлинером (орфизм как культ Орфея) и впервые публично заявлен во время лекции посвященной современной живописи прочитанной в октябре 1912 г.

Аполлинер и сам не мог понять границ нового направления. На самом деле путаница, царящая и поныне, произошла из-за того что Аполлинер неосознанно спутал две взаимосвязанные проблемы. Прежде чем пытаться соединить их, ему следовало подчеркнуть их различия. С одной стороны -  создание Делоне живописных выразительных средств полностью основанных на цвете, а с другой -  расширение кубизма благодаря появлению нескольких разных направлений.

На самом деле термин "орфизм" впервые появился в статье Аполлинера "Die moderne Malerei" напечатанной в феврале 1913 г. в журнале Der Sturm. Она и положила начало путанице. Уже в начале Аполлинер подчеркивает что две новые живописные тенденции показавшиеся ему наиболее важными это с одной стороны кубизм Пикассо а с другой - орфизм Делоне. Это утверждение как и любое эстетическое суждение может казаться спорным но оно и сегодня остается совершенно резонным и обоснованным. К сожалению Аполлинер затем приводит список художников испытавших на себе влияние этих двух великих художников. Путаница наблюдалась также и всписке последователей Пикассо (Брак Метсенже, Глез Грис и Мари Лорансен) и в списке последователей Делоне - это плод чистой фантазии, поскольку в него включены одновременно Леже Пикабиа, Мари Лорансен, Марсель Дюшан и в Германии - Кандинский, Марк Мейднер, Макке Явленский, Мюнтер и Фрейндлих не говоря уже об итальянских футуристах оказавшихся последователями художника которого они резко отвергали. В книге "Художники-кубисты" (Париж 1913 г.) он окончательно причисляет к орфистам Пикассо, Делоне, Леже, Пикабиа, Дюшана, а также Пьера Дюмона и Анри Валанси. Наконец в ноябре 1913 г., подводя итоги первого Осеннего салона в Берлине ("Soirees de Paris") он говорит в заключение о Делоне и его жене затем воздает должное Глезу Кандинскому Леже Метсенже Пикабиа и итальянским футуристам и заканчивает таким образом: "...это историческая выставка и если орфизм впервые появился в Салоне независимых то здесь мы стали свидетелями первого Салона орфизма".

Соня Делоне В действительности этот термин обозначавший сначала только живопись Делоне распространился благодаря Аполлинеру на весь авангард за исключением ортодоксального кубизма Пикассо. С этой точки зрения выражение "четвертованный кубизм" которое он также иногда употреблял было безусловно менее пагубным так как оно не вносило путаницы. Понимая что Аполлинер был в дружеских отношениях со всеми передовыми художниками того времени и фактически официальным глашатаем кубизма большинство других критиков слепо последовало за ним и принялось рассуждать об орфизме как о движении занесенном в каталоги. Когда перечитываешь их отчеты о Салоне независимых 1913 г., замечаешь что всюду термин употребляется только по отношению к участникам зала 45 где находилась большая картина Делоне "Команда Кардиффа".

Потому-то все и воспринимали Делоне как лидера этого нового направления. Некоторые критики правда не относили к орфистам по меньшей мере трех художников экспонировавшихся в том же зале: Ван Донгена (давно причисленного к фовистам), Шагала (тогда еще мало известного в Париже) и Алис Байи. Зато все причисляли к последователям Делоне П. Брюса, Моргана, Рассела (создателя вместе со Стентоном Макдональд-Райтом движения синхронизма, которое, несмотря на утверждения самих художников определенно испытало влияние Делоне) Ф. Пикабиа, Фернана Леже и чеха Франтишека Купку две картины которого («Вертикальные планы» и «Соло коричневой черты») едва ли обнаруживают сходство с искусством Делоне хотя их автор был одним из создателей беспредметной живописи, которой и соответствуют эти два произведения.

В заключение нужно сказать что слово "орфизм" не относится ни к какому реально существующему направлению а служит лишь свободной перегруппировке столь разных, часто даже противоположных, художников (Делоне, Дюшан, Кандинский). Невозможно поэтому изложить историю живописного направления которого никогда не существовало и единственной историей которую можно рассказать оказывается, в конечном счете, история самого этого термина.

Солнце (Роберт Делоне)
Солнце.
Роберт Делоне.

В честь Берлио (Роберт Делоне)
В честь Берлио.
Роберт Делоне.

Окно (Роберт Делоне)
Окно.
Роберт Делоне.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Главная > Гостевая книга > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта