Станиславский Константин Сергеевич
(настоящая фамилия — Алексеев; 5 января 1863 г. — 7 августа 1938 г.)
Русский актер, режиссер, педагог, теоретик и реформатор театра, создатель системы актерского искусства, названной "системой Станиславского", народный артист СССР (1936 г.). Родился Станиславский 5 января 1863 г., в Москве, в известной купеческой семье Алексеевых, которые были в родстве с Третьяковыми и Мамонтовыми. В 1877 г. Станиславский впервые выступил на домашней сцене. Вскоре образовался "Алексеевский кружок", ставивший переводные водевили и оперетты. Станиславский сыграл здесь много ролей с пением и танцами. В 1888 г. основал (совместно с режиссером А.Ф. Федотовым, певцом и педагогом Ф.П. Koмиссаржевским) "Общество искусства и литературы". Исполнил здесь роли Барона ("Скупой рыцарь" Пушкина), Анания Яковлева ("Горькая судьбина" Писемского), Фердинанда ("Коварство и любовь" Шиллера) и других.
Одарённый большим талантом, яркостью воображения, редким обаянием, сценичной внешностью, непрестанно совершенствуя мастерство, Станиславский приобрёл славу выдающегося актёра своего времени. В первых же режиссёрских работах он стремился порвать с обветшалыми традициями, найти более тонкие средства для передачи художественной правды на сцене ("Плоды просвещения" Л.H. Толстого, 1891 г.; "Потонувший колокол" Гауптмана, 1898 г., и т.д.).
В 1898 г. Станиславский вместе с В.И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр (MXT), в труппу которого вошли актёры "Общества искусства и литературы" и ученики Немировича-Данченко по Музыкально-драматическому училищу Московского филармонического общества. Первый спектакль — "Царь Фёдор Иоаннович" А.К. Толстого (1898 г., постановка Станиславского и А.А. Санина). Подлинное рождение MXT и вместе с ним нового направления в мировом сценическом искусстве связано с постановкой "Чайки" Чехова (1898 г., режиссеры Станиславский и Немирович-Данченко). Затем были поставлены "Дядя Ваня" (1899 г.), "Три сестры" (1901 г.), "Вишнёвый сад" (1904 г.) Чехова.
Поняв жизненную правду и поэтичность, новаторскую сущность драматургии Чехова, Станиславский и Немирович-Данченко нашли особую манеру ее исполнения, открыли новые приёмы раскрытия духовного мира современного человека. Успех постановок определялся ансамблем всех участников спектакля, объединённых единым творческим методом и общностью понимания идеи пьесы: игра актёров, декорации, свет, звуковое оформление создавали неразрывное целое, единый художественный образ.
В 1902 г. Станиславский поставил пьесы M. Горького "Мещане" и "На дне" (совместно с В.И. Немировичем-Данченко), пронизанные предчувствием назревавших революционных событий. С драматургией Горького (по определению Станиславского) связана общественно-политическая линия в репертуаре MXT: в спектакле "Мещане" впервые вышел на сцену новый герой-рабочий, призывающий бороться за преобразование общества.
Новаторскими по режиссуре были поставленные Станиславским и Немировичем-Данченко произведения русской классики: "Горе от ума" Грибоедова (1906 г.), "Где тонко, там и рвётся" Тургенева (1912 г.), "Село Степанчиково" по Достоевскому (1917 г.), а также "Месяц в деревне" Тургенева (1909 г., постановка Станиславского и И.M. Москвина), "Синяя птица" Метерлинка (1908 г., совместно с Л.А. Сулержицким и Москвиным). В период распространения различных декадентских течений Станиславский поставил в условно-символистском плане "Драму жизни" Гамсуна и "Жизнь человека" Андреева (обе в 1907 г.), но эти спектакли убедили его в губительном воздействии на искусство актёра нарочитой, искусственной стилизации.
Актёрский талант Станиславского проявился в разноплановых сценических образах. Пафосом борьбы с ложной моралью и эгоистическими интересами буржуазного общества был проникнут образ доктора Штокмана ("Доктор Штокман" ("Враг народа") Ибсена, постановка Станиславского и В.В. Лужского). С подлинно горьковским романтизмом и размахом сыгран Сатин ("На дне"). Лирическим обаянием, глубокой человечностью, духовной стойкостью отличались чеховские герои Станиславского: Астров ("Дядя Ваня"), Вершинин ("Три сестры"). Сатирическое дарование Станиславского проявилось в ролях Фамусова ("Горе от ума" Грибоедова), Крутицкого ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского), Аргана ("Мнимый больной" Мольера).
С 1900-х годов Станиславский стал разрабатывать учение о творчестве актера, впоследствии ставшее известным как Система Станиславского. В 1912 г., совместно с Л.А. Сулержицким организовал при МХТ 1-ю Студию, в которой преподавал по своей системе. С 1917 г. — почетный академик Петербургской Академии наук. В 1918 г. возглавил Оперную студию Большого театра, выросшую в Оперную студию-театр, а позднее ставшую Оперным театром им. К.С. Станиславского (впоследствии Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко).
В 1922–1923 г. выезжал вместе с труппой Московского художественного театра на гастроли в США. Несколько актеров решили не возвращаться в СССР и остались за границей, став активными пропагандистами "метода Станиславского" в Европе и Америке. Во время пребывания в США Станиславский получил заказ на книгу о своей школе, результатом чего стала книга "Моя жизнь в искусстве", впервые напечатанная в США и лишь позднее опубликованная в СССР. В 1935 г. создал Оперно-драматическую студию. В 1936 г. получил звание Народного артиста СССР. Умер Станиславский 7 августа 1938 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. В Москве в доме, где жил К.С. Станиславский, в 1948 г. организован музей.
Портрет К.С. Станиславского. Н.А. Андреев. 1921 г.
|
К.С. Станиславский за работой. Н.П. Ульянов. 1947 г.
|
Портрет К.С. Станиславского. В.А. Серов.
|