Уффици
(по-итальянски Galleria degli Uffizi, буквально — галерея канцелярий)
Государственная флорентийская картинная галерея (Италия), являющаяся одним из самых крупных и значимых музеев европейского изобразительного искусства. Занимает здание, построенное архитекторами Б. Буонталенти и Дж. Вазари для правительственных канцелярий (1560 – 1585 гг.)
Государственный музей живописи, скульптуры и графики, входит в комплекс Флорентийских общественных музеев и галерей. Вдоль двух основных коридоров, богато украшенных гобеленами фламандских и флорентийских мастеров XVI в., а также древнеримскими статуями и саркофагами, проходят 45 залов, в которых памятники располагаются в хронологическом порядке, систематизированы по художественным направлениям, школам и мастерам.
Здание Уффици представляет собой две однотипные постройки, соединенные крытой аркой — переходом. Декор здания прост и строг: серый камень (pietra serena) в сочетании с белой штукатуркой, входом служит портик с аркадами. Только в середине XIX в. ниши были украшены мраморными статуями (скульпторы Дж. Дюпре и Л. Бартолини), изображающими великих людей Флоренции: Козимо Медичи Старшего и его внука Лоренцо Великолепного, художников Джотто, Никколо Пизано, Леонардо да Винчи, Микеланджело, мореплавателя Америго Веспучи и т.д.
Уффици, дворец Питти, Палаццо Веккио — это части единого комплекса, где жила семья герцогов Медичи, правителей Тосканы. Три здания соединены между собой крытыми переходами — коридорами. Знаменитый "коридор Вазари", расположенный над старым мостом ("Понте Веккио"), издавна предназначался для размещения художественных коллекций.
Наиболее тесно галерея Уффици связана с дворцом Питти. Между собраниями происходит постоянный взаимообмен экспонатами. Такая практика установилась ещё в то время, когда обе коллекции принадлежали семье Медичи. Однако Питти сохраняется как историко-культурный дворцовый ансамбль. В Уффици большая часть картин выставляется в современно оборудованных залах, лишь частично сохраняющих детали старинного декора (как правило, в отделке потолка).
Уффици (ufizzio) означает "службы" или "канцелярии", поскольку здание строилось для административных учреждений при дворе герцогов Медичи. Однако часть помещений с самого начала отводилась для размещения собраний художественных памятников и раритетов, принадлежащих правителям Тосканского государства.
Сердце знаменитого музея — коллекция не менее знаменитого рода Медичи, правившего здесь долгие годы. К моменту рождения музея, а произошло это примечательное событие во второй половине XVI в., она была одной из богатейших, лучших в мире.
Джотто, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело (именно в Уффици хранится знаменитое тондо с изображением Святого семейства — единственное крупное живописное произведение неистового скульптора вне Сикстинской капеллы), Караваджо, Тициан — имена, заставляющие замирать в сладостном предвкушении сердца ценителей прекрасного. Не говоря уже о великолепных образцах искусства Античности, а также произведениях французских, немецких, голландских, фламандских и других художников.
В Уффици много замечательных и примечательных коллекций и экспонатов. Например, здесь хранится уникальное собрание автопортретов знаменитых художников. Конечно, автопортреты тружеников кисти, более или менее прославленных, можно найти в любом художественном музее. Но галерея автопортретов из Уффици собиралась сознательно и целенаправленно. Создавалась она как своего рода "доска почёта" передовиков творческого "производства".
Основание этой драгоценной коллекции портретов старых и современных мастеров (действительно современных, ибо пополняется она до сих пор) было положено последним прославленным отпрыском дома Медичи — кардиналом Леопольдо Медичи в XVII в.
Приступив к созданию галереи автопортретов, Леопольдо первым делом приобрёл большую часть собрания произведений этого жанра римской Академии Святого Луки (евангелист Лука считался и почитался в Европе как покровитель искусства, по преданию он был первым человеком, запечатлевшим лик Девы Марии). Приобретая портреты старых мастеров, не забывал он и современности. И портреты знаменитейших художников того времени вошли в состав галереи. Следующие поколения не забывали о галерее. Уже в XVIII в. герцог Пьетро-Леопольд приобрел для неё собрание аббата Пацци. Но всё же основным источником обновления собрания стали сами художники. Иногда они присылали свои изображения сами, нередко само руководство Галереи Уффици выступало в роли заказчика. Получить такой заказ было почётно, и сразу ставило счастливчика (иногда заслужено, иногда нет) в один ряд с гениями прошлого.
Список художников, чьи портреты хранятся в знаменитом собрании, занимает несколько страниц: Дюрер, Рембрандт, Рубенс, Веласкес, Кипренский, Айвазовский, Кустодиев, В. Иванов и т.д.
Портрет Изабеллы Клары Евгении. П.П. Рубенс.
|
Тайная вечеря. Леонардо да Винчи.
|
Благовещание. Боттичелли. 1490 г.
|