Брюллов Карл Павлович  


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Взаимодействие русского и западного искусства

Камеронова галерея. XVIII в. Ч. КамеронВ период екатерининского классицизма знаменитые зодчие Ч. Камерон, А. Ринальди, Дж. Кваренги создавали собственные стили, отличные по содержанию и форме от западноевропейских аналогов. Многие русские писатели, художники, философы отмечали, что Россия рождала не только славянофилов, но и «самых широких» европейцев. Д. С. Мережковский писал, что он чувствует себя «в некоторых уголках Кремля... как на старых площадях Пизы, Флоренции, Перуджии... ведь строили эти соборы и башни итальянские зодчие».

Протестуя против поверхностного подражания отдельным элементам «национального стиля», А. Н. Бенуа писал, что «всякое художественное творчество национально по своей внутренней природе» и поэтому нет необходимости «прибегать к бутафории», подделке, к «маскарадному национализму, который... есть просто провинциализм». В истории русского искусства не было какого-то одного истинно национального художественного стиля, а имело место непрерывное переосмысление различных художественных форм, мирового и, в частности, европейского художественного развития, поиск русского способа его переживания и творческого претворения. Дворец 1766-1781, арх. А. Ринальди

Мысль о том, что «русский наиболее русский лишь тогда, когда он наиболее европеец», впервые высказал Ф. М. Достоевский в романе «Подросток», а затем в знаменитой «Пушкинской речи»: «Русским всегда были дороги эти старые, чужие камни... осколки святых чудес... более чем самим европейцам... Русские умеют слиться с чужими формами жизни, перевоплощаться... и имеют склонность к всемирной отзывчивости».

История России убедительно доказывает, что возрождение и укрепление национальной культуры происходило в тех случаях, когда она тесно взаимодействовала с западноевропейской, и, напротив, — гибла, когда замыкалась в себе. Провозглашенная Достоевским «всемирная отзывчивость» составляет духовную суть русского искусства. Она предполагает постоянную готовность учиться у других народов, ассимилировать культурные формы и преобразовывать их, придавая им широту, размах, масштабность, которые соответствуют пространствам России и неприемлемы для Запада.


Павловский дворец. XVIIIв. Ч. Камерон
Павловский дворец.
XVIIIв. Ч. Камерон.

Ринальди А. Павильон Катальная горка
Ринальди А.
Павильон Катальная горка.

Памятник Ринальди А
Памятник Ринальди А.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Главная > Гостевая книга > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта