Брюллов Карл Павлович  


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Кита


(арабская каллиграфия)

Надежда (кита)Миниатюра, на которой представлен образец одного или нескольких почерков в каллиграфическом стиле. Каллиграфия - искусство изображения слова, доведенное в арабских странах до высшей степени совершенства. Мохаммад сказал: "Письмо - половина знания". В арабских странах степень владения каллиграфией была показателем образованности и духовного совершенства человека. Это неудивительно, потому что любой образец средневековой арабской каллиграфии - произведение художника, математика и тонкого стилиста в одном лице. Основы каллиграфии преподавались в начальной школе и духовном училище (медресе). Однако подлинными виртуозами были лишь немногие избранные каллиграфы ("хаттаты"), искушенные во всех тонкостях арабских почерков и начертаний.

"Красота человека - в красоте его письма, а еще лучше, если оно у мудрого" (известный восточный афоризм). Нет также ничего удивительного в том, что стили письма были канонизированы. В основе канонизации лежала строгая система "уставного письма" ("хатт мансуб"), разработанная багдадским каллиграфом Ибн-Муклой (886-940 г.). Это система пропорций, определяющих соотношение горизонтальных и вертикальных элементов букв, а также букв в строке. Самый ранний почерк, куфи - геометризованно-монументальный. Тяготеет к прямым линиям, четким геометрическим формам. Господствовал до XII века. Канонизирован как почерк, которым пишут названия сур Корана.

Существует шесть стилей классического арабского письма: Насх: "переписка" - горизонтальный, строгий почерк. Мухаккак: "правильный". Сульс: "одна треть" - очень гибкий почерк, криволинейные и прямолинейные элементы которого соотносятся в пропорции 1/3. Тауки: "указ" - самый убористый почерк. Рика: "скорописный". Райхани: "базиликовый" - очень изысканный почерк, его сравнивали с ароматом цветущего базилика.

На Бога полагаюсь (кита)Позже в отдельных регионах исламского мира выработались другие разновидности почерков. Так, персидскими каллиграфами были введены еще два стиля: Талик (таалик) быстрый в исполнении (скорописный). Насталик скорописный, наиболее распространенный почерк. Выработался при слиянии "насха" и "талика".

В мавританской Испании был разработан прекрасный Андалузский Магрибский почерк, 3 строки - мухаккак, в картушах - куфи. От избранного стиля зависел способ очинки тростникового пера (калама): "Калам очиняется косо, и знай - кончик калама должен соответствовать длине фаланги большого пальца, но багдадские писцы очиняют его по длине ногтя..." (из трактата 14 века). В 15-17 веках в мусульманском мире распространился особый вид искусства - кита - миниатюрная картина, представляющая собой в то же время образец одного или нескольких почерков.


Аллах - свет Небес и Земли
Аллах - свет Небес
и Земли. Кита.

Судный день прийдет (кита)
Судный день прийдет.
Кита.

Нет Бога кроме Аллаха
Нет Бога кроме
Аллаха и Мухаммед
Его пророк. Кита.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Главная > Гостевая книга > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта